5 впечатляющих железнодорожных катастроф в дореволюционной России

Первая в России (и шестая в мире) железная дорога между Санкт-Петербургом, Царским Селом и Павловском была открыта 30 октября 1837 года. И всего через год на ней произошло первое крушение.

21 мая 1838 года пассажирский поезд остановился на подходе к станции Царское Село из-за излома оси. Через некоторое время с его хвостовыми вагонами столкнулся следовавший за ним поезд. Погибли управляющий дорогой Фасман и обер-кондуктор Буш.

Крушение произошло всего через 6 дней после введения первого постоянного расписания движения. Никакой системы сигнализации тогда еще предусмотрено не было, только после крушения между станциями соорудили простейший оптический телеграф — на специальных мачтах поднимались днем черные шары, ночью — красные фонари, видимые с соседней станции.

С тех пор в дореволюционной России произошло немало железнодорожных катастроф. Мы расскажем о пяти из них, которые более всего потрясли современников.

zhd 1837 god raskrashennaja linogravjura 1837 g. hud. f. martens
Раскрашенная линогравюра 1837 г., худ. Ф. Мартенс

1840 год. Царскосельская катастрофа

В ночь с 11 на 12 августа 1840 года на восьмой версте от Петербурга встретились два поезда: Царскосельский и Петербургский. Это было первое крупное крушение поездов в России. И, к сожалению, далеко не последнее. Оно произвело большое впечатление на жителей России и заставило задуматься о безопасности на железных дорогах. Вот как описывается это в газете «Северная пчела», вышедшей на следующий день, 13 августа:

«Паровозы столкнулись, и три из осьмнадцати вагонов, ехавших из Петербурга, были смяты, а из Царскосельского поезда три вагона весьма сильно повреждены. Из находившихся в поезде людей лишились жизни шестеро, в том числе четверо мужчин и две женщины, а именно: иностранец Ден, сын купца Зверкова, купеческий сын Терентьев и мачеха его, жена красильщика Мозебаха и находившийся при паровозе „Лев“ угольщик, крестьянин Афанасьев; ранены 21, из коих 6 тяжелее других».

«Северная пчела», 13 августа 1840 г.

1875 год. Тилигульская катастрофа

tiligulskaja katastrofa risunok iz zhurnala vsemirnaja illjustracija 6 1876
Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация», 6, 1876

24 декабря недалеко от станции Балты на границе между Подольской и Херсонской губерниями, на 186 версте Одесской железной дороги, произошло крушение грузопассажирского поезда, перевозящего новобранцев для армии. Там пути пересекали долину реки Тилигул и были проложены по насыпи высотой до 12 саженей.

Как раз в это время на Тилигульской насыпи нужно было произвести ремонт пути. Ремонт заключался в замене лопнувшего рельса. Начальникам ближайших станций о ремонтных работах сообщено не было. Не были выставлены соответствующие предупредительные знаки. Рабочие, сняв лопнувший рельс, пошли в будку погреться, так как была метель. Глубокая выемка перед насыпью ограничивала видимость машинисту.

Поезд попал на разобранный участок пути, в результате чего вагоны рухнули под откос. Локомотив сошёл с рельсов, взял влево по обрыву насыпи, покачнулся и полетел вместе с 11-ю вагонами новобранцев, двумя вагонами с пассажирами 3-го класса и платформой с пшеницей и кукурузой, принадлежавших частным лицам. Вслед за одиннадцатью вагонами полетело 5000 пудов хлеба. Всё это свалилось в груду и загорелось от лежащего внизу тендера, наполненного углем. Погибло около 70 человек (по другим данным — 140), 120 ранено, около 50-ти тяжелораненых.

«Достоверно известно, что из сидевших в первых четырех вагонах не спасся решительно никто. Немногие из пассажиров задних вагонов, которым удалось избегнуть страшной смерти, разбежались в неописанном испуге по разным сторонам, так что число погибших до сих пор не известно в точности. Достоверно только, что погибло гораздо больше ста человек».

«Всемирная иллюстрация», № 6, 1876.

1882 год. Кукуевская катастрофа

kukuevskaja katastrofa iz vsemirnoj illjustracii
Кукуевская катастрофа. Гравюра из «Всемирной иллюстрации»

В ночь с 29 на 30 июня недалеко от деревни Кукуевка (ныне в Тульской области) на Московско-Курской железной дороге произошло крушение поезда.

Сильный ливень во время грозы привел к тому, что водопропускная чугунная труба под земляной насыпью через глубокий овраг, не выдержала огромного напора и не справилась с притоком воды. В результате высокая насыпь была размыта на большом протяжении. Железнодорожное полотно повисло в воздухе, разорвавшись во время прохождения поезда. Семь первых вагонов поезда провалились в образовавшуюся пустоту, а затем были завалены разжиженным грунтом. Машинист проходившего получасом ранее поезда заметил, что с насыпью происходит что-то неладное, и доложил об этом по прибытии на станцию Чернь. Но предупреждение оказалось бесполезным, так как из-за грозы телеграф не работал.

 

По официальным данным, в результате крушения погибло 42 человека, 35 было ранено. В числе погибших оказался и 22-летний племянник писателя И. С. Тургенева.

Ликвидация последствий крушения была затруднена тем, что поток воды не прекращался, засасывая в трясину обломки вагонов, трупы людей. Раскопки на месте катастрофы, к которым привлекли солдат, завершились только 15 июля.

««Зрелище было ужасное! Разбитые вдребезги вагоны, плавающий по воде багаж. Летящие во все стороны куски человеческого мяса виднелись повсюду, — так описывает эту катастрофу одна из пострадавших.— Из разрушенных вагонов удалось спастись нескольким детям, — продолжает она, — тоже окровавленным и искалеченным; они стонут и зовут матерей, но матерей и отцов не оказывается… Разбитые вагоны исчезли не вдруг, а их засасывало в течение нескольких минут. Несчастные пассажиры хватались за доски, кричали и звали на помощь, но их относило водой и втягивало в болото… Подойти к ним и оказать помощь не было возможности, так как вся разъехавшаяся насыпь у нас на виду спускалась и задергивалась тиной, пока не всосала вагоны и они не исчезли из глаз».

Число погибших до сих пор с точностью не определено: по сведениям техническо-инспекторского комитета железных дорог, основанным на числе взятых билетов, в поезде находилось 190 человек; из них 85 остались невредимы, 5 тяжело ранены, 45 — легко, следовательно, погибло не более 55 человек. Между тем, из телеграммы, отправленной пассажирами министру путей сообщения, видно, что по путевой ведомости считалось в поезде 310 человек, что значительно изменяет число убитых".

«Всемирная иллюстрация», № 30, 1882

1888 год. Катастрофа на станции Голицыно

katastrofa v golicino iz vsemirnoj illjustracii
Катастрофа в Голицино. «Всемирная иллюстрация»

Ночью 1 мая 1888 года произошла катастрофа на станции Голицыно Московско-Брестской железной дороги. Со станции Голицино отошел товарный поезд из 36 грузовых вагонов. К нему из-за недостатка мест в других поездах были прицеплены 3 пассажирских вагона, переполненные простонародными людьми, возвращавшимися после праздника на заработки в Москву. Станция Голицино расположена в котловине и на подъеме поезд разорвался: паровоз и 7 первых вагонов продолжали идти вперед, а остальные 29 вагонов поехали назад, разгоняясь на склоне. В этот момент на станцию пришел товарный поезд, в который и врезались эти вагоны. Погибло 11 человек, ранены 27.

«Произошел страшный треск. Вагоны лезли один на другой, ломались в щепы и рушились. В несколько секунд образовалась груда смешавшихся между собой обломков дерева, железа, между которыми лежали изуродованные, окровавленные человеческие трупы, куски тела, обрывки одежды и живые люди.

Сбежавшийся со станции и из соседних домов народ бросился помогать. Окровавленных, стонавших раненых освобождали из-под обломков и на носилках относили в вокзал. Тяжелораненых клали в дамской комнате, а более легко раненых расположили в большой зале 1-го класса. Пока дали знать докторам, и пока те явились, прошло немало времени. За ранеными ухаживали и, как умели, делали перевязки, служащие на станции, жандарм, местный становой пристав, и в особенности много помогал в этом уцелевший кондуктор поезда № 52, Кутьев".

«Всемирная иллюстрация», № 21, 1888.

1888 год. Крушение царского поезда около станции Борки

krushenie imperatorskogo poezda iz vsemirnoj illjustracii nomer 46
Крушение Императорского поезда. «Всемирная иллюстрация»

В полдень 17 октября 1888 года в Харьковской губернии на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге произошло крушение поезда, на котором Император Александр III с семьей возвращался из поездки по Кавказу. Состав, двигаясь со скоростью 57 (по другим данным — 67) верст в час сошел с рельсов.
Поезд был составлен неправильно, его вес составлял 27 630 пудов + 6000 пудов паровозы. Состав такого веса должен был двигаться со скоростью не более 28 верст в час. Два пассажирских паровоза не могли его стронуть с места, и в состав был поставлен один пассажирский и один грузовой паровоз, что было недопустимо. При движении с недопустимой для него скоростью грузовой паровоз расшил путь и весь поезд сошел с рельсов.

Погибли 28 человек, ранены 41. Императорская семья не пострадала.

Примечательно, что еще за несколько месяцев до трагедии, начальник другой, Юго-Западной дороги, С.Ю.Витте (будущий Министр путей сообщения) предупреждал о недопустимости составления поезда такой схемы, такого веса и тем более движения его с такими большими скоростями).

«Сильный толчок сбросил с мест всех, ехавших на поезде. За первым толчком последовал страшный треск — началась ломка, а затем второй толчок, едва ли не сильнейший, затем третий слабый, и поезд остановился. Все бросились выскакивать из вагонов и бежать, Страшная картина разрушения, оглашаемая воплями и стонами раненых, представилась уцелевшим от крушения. Один вопрос был у всех: — где Государь? Где Его семейство? Все бросились разыскивать их.

Вагон с императорскою столовою, в котором Их Величества с августейшими детьми и лицами свиты заканчивали завтрак, потерпел полное крушение. Вагон был сброшен на левую сторону, на насыпь у второго пути, без колес; стены его сплюснулись и разрушены, а крыша легла частью на нижнюю раму. Все находившиеся в вагоне первым толчком были сброшены со своих мест на пол. Затем, когда после страшного треска и разрушения осталась только рама, а пол провалился, все оказались на насыпи, под прикрытием лишь крыши. Господь Бог сохранил невредимыми Их Величества и августейшую семью".

«Всемирная иллюстрация», № 44, 1888.

Ранее «Бора-медиа» рассказывала о том, что каменные шары разного размера — от небольших до огромных — и почти идеальной формы находят в разных местах земного шара. Эти шары (их называют еще петросферы) давно волнуют воображение людей. Что это?