Древние люди жили среди ещё более древних руин. Что они о них подумали?
Около 500 года н.э. в общине, ныне называемой Рио-Вьехо, недалеко от побережья мексиканского штата Оахака, возникло новое правительство. Когда-то это был самый большой город в регионе, но он сократился вдвое и утратил свой политический авторитет. Новые правители стремились заполнить этот вакуум власти. Но у них была одна проблема: руины комплекса церемониальных зданий, построенных последним централизованным правительством Рио-Вьехо столетиями ранее. Когда это правительство рухнуло, храмы и площади были ритуально сожжены и оставлены разрушаться — напоминание о том, что иерархическое правление в Рио-Вьехо уже однажды потерпело неудачу. Как новые лидеры справятся с угрозой, которую это представляет? Этому вопросу посвящена статья Амбилизи Уэйд, опубликованная в science.
Артур Джойс, археолог из Университета Колорадо (CU) в Боулдере, обнаружил, что древние люди сделали это, поставив свою печать на руинах с помощью массивного подношения и своих портретов, установленных поверх разрушенной поверхности старых зданий. «Эти новые правители, возможно, пытались установить контроль над этими руинами, которые самим своим существованием поставили бы под сомнение неизбежность и законность их власти», — говорит Джойс.
По словам Джойса, предыдущие поколения исследователей склонны были относиться к массивным руинам, усеивающим Мексику и Центральную Америку, как к «несущественным» в жизни людей, которые жили поблизости в более поздние периоды. Как только место опустошалось и начинало разрушаться, археологи обычно приходили к выводу, что его значение для людей в прошлом уменьшилось. Но все большее число людей сейчас признают, что для людей доколониальной Мезоамерики «руины, древние предметы и предки были активной частью их сообществ», — говорит Роберто Росадо-Рамирес, археолог из Северо-Западного университета.
В Европе археологи и историки долгое время изучали роль древних памятников, таких как Стоунхендж, в культурах более поздних народов. Но в Мезоамерике и других колонизированных местах европейские поселенцы — и археологи — «делали вид, что у людей, которых они колонизировали, не было реальной истории и, следовательно, никаких претензий на их землю», — говорит Шеннон Доуди, антрополог из Чикагского университета и участник дискуссии на сессии SAA. По словам Росадо-Рамирес, изучение руин прошлого — это способ сосредоточить взгляды коренных народов на историю, которые исследователи ранее игнорировали или отрицали.
Эти руины обладали духовной, исторической и политической силой, которой амбициозные элиты иногда пытались манипулировать в своих собственных целях. В Рио-Вьехо Джойс обнаружил, что правители, взявшие власть в свои руки около 500 года н.э., разместили свои тщательно продуманные подношения прямо в центре старого комплекса, ныне называемого Акрополем. Жертвоприношение состояло из нескольких захоронений, в том числе трех тел, погребенных в больших керамических сосудах, и сожженных костей людей и животных, свидетельствующих о жертвоприношении, все это было покрыто слоем земли и двумя каменными памятниками, называемыми стелами. Чуть севернее были установлены три резных каменных памятника, посвященных новым правителям, с их именами и, в двух случаях, портретами. «Они попытались присвоить Акрополь, поместив на нем свои изображения», — говорит Джойс.
В Уканале, городе майя в Гватемале, где работает Гальперин, лидеры, возможно, использовали руины, чтобы обозначить разрыв с прошлым, а не пытаться вернуть его. В начале девятого века нашей эры, когда многие близлежащие города приходили в упадок, надписи на памятниках свидетельствуют о том, что в Уканале к власти пришел новый режим. Он снес многие старые здания и использовал их камни для строительства новых, но некоторые из них, включая небольшую бейсбольную площадку, остались в руинах в центре города. «Похоже, они намеренно пытаются создать новую эпоху в своей собственной истории», — говорит Гальперин. Это сработало. Уканал не только пережил период широкомасштабного политического кризиса, но и стал больше, чем когда-либо.
В других местах руинами занимались простолюдины, а не элита. Примерно в то время, когда Уканал процветал под новым руководством, город майя Эль Перу-Вака переживал спад. Королевская семья потеряла власть, многие люди уезжали, а оставшиеся жители изо всех сил пытались сохранить многовековой главный храм города. Оливия Наварро-Фарр, археолог из колледжа Вустера, обнаружила подношения из предметов повседневного обихода, таких как домашняя керамика и каменные орудия, сложенные по обе стороны от лестницы храма в то время, когда город был заброшен.
Когда город был в расцвете сил, в храме находились царские гробницы и каменные памятники, посвященные прошлым правителям. Эти поздние предложения представляют собой «те же материалы, которые [обычные] люди использовали в своих собственных домах», — говорит Наварро-Фарр. Она считает, что это был способ для простых людей почтить долгую историю здания и связь своих предков с ним во времена политических и социальных потрясений, которые, возможно, угрожали этим узам.
Многие общины коренных народов Мексики и Центральной Америки продолжают оставлять подношения предкам, лесным духам и божествам на древних стоянках, но археологи не всегда соблюдали эту традицию. Хосухе Лосада Толедо, археолог из Национального института антропологии и истории Мексики, работает с общинами майя лакандон в мексиканском штате Чьяпас. На протяжении веков они совершали паломничества в древний город майя Якшилан недалеко от границы Мексики и Гватемалы, который они считают домом бога-творца Хачакьюма. Но они прекратились в 1980-х годах, когда все больше археологов и туристов стали посещать Якшилан, а такие практики, как воскурение благовоний внутри храмов, были запрещены, говорит Лосада Толедо. Мало кто из лакандонцев сейчас помнит маршруты паломничества. На сессии SAA команда Lozada Toledo расскажет, как она пытается помочь сохранить их, используя программное обеспечение для этнографии и картографии.
Для современного народа майя остатки древних зданий и поселений никогда не пустуют, даже если они больше не могут быть заняты людьми, говорит Дженнер Льянес-Ортис, социальный антрополог из Университета Бишопа, который является представителем майя Юкатека. «Это священные места, это населенные места, и это места со своим собственным характером», — говорит он.
«Многие из нас, археологов, склонны думать, что западные способы видения мира каким-то образом естественны, очевидны или являются единственным вариантом», — говорит Сара Курник, археолог из CU, которая участвует в сессии. «Я с нетерпением жду возможности увидеть возвышение незападных точек зрения, имеющих решающее значение для понимания прошлого».