Древние загадочные петроглифы Дальнего Востока теперь можно рассмотреть во всех подробностях

Узнаваемые животные и загадочные существа, странные лица и непонятные знаки — все это можно увидеть на петроглифах Дальнего Востока. Уникальный онлайн-проект «Петроглифы Нижнего Амура и Уссури» Центра палеоискусства Института археологии РАН был запущен в феврале 2021 года в рамках научного проекта «Трехмерное моделирование археологической среды и сакральных ландшафтов Дальнего Востока».

Петроглифы Нижнего Амура
Петроглифы Нижнего Амура

Петроглифы на Амуре

По берегам Амура сосредоточены сотни археологических памятников, которые хранят свидетельства жизни древних племен и народов на протяжении тысячелетий. Особое место занимают памятники наскального искусства — выполненные на отдельно лежащих валунах и вертикальных скальных выходах петроглифы. Самое масштабное «поле петроглифов» расположено на правом берегу Амура ниже Хабровска, у нанайского села Сикачи-Алян. Еще два памятника находятся на реке Кия (урочище Чертово Плесо) и на реке Уссури близ села Шереметьево.

Начиная с осени 2016 года петроглифы Приамурья документируют исследователи Петроглифического отряда Института археологии РАН, Хабаровского краевого центра охраны памятников истории и культуры и Лаборатории RSSDA. Идея проекта принадлежит д.и.н., профессору Екатерине Дэвлет (1965−2018 гг.), благодаря которой исследования памятников наскального искусства Дальнего Востока вышли на качественно новый уровень.

Проект обобщает опыт работ по документированию и мониторингу памятников наскального искусства Хабаровского края (Сикачи-Алян, Шереметьево и Кия). Памятник Сикачи-Алян с 2019 года является особо ценным памятником культурного наследия народов Российской Федерации.

PN N53 002 43 D2

В сложных условиях

Совместными усилиями московских и хабаровских ученых за эти годы практически полностью оцифрованы сложные и различающиеся по технологическому исполнению памятники наскального искусства.

Петроглифы Приамурья представляют собой исключительно сложные объекты даже для современного исследователя, вооруженного всем арсеналом технических средств начала XXI века. Большая часть петроглифов выявляется на валунах, расположенных в низкой пойме, и постоянно затопляется рекой. Каждый год ледоход перемещает камни, их засыпает грунтом. Работать с ними из-за сложных погодных условий возможно лишь несколько недель в году.

Документировать наскальные рисунки Приамурья сложно не только из-за климатических и гидрологических условий. Петроглифы, высеченные на базальтах, цветом никак не выделяются на поверхности камня. Края выбивок, как правило, пришлифованы, а затем сглажены многолетним воздействием паводков и ледоходов. Поэтому петроглифы трудно обнаружить и документировать.

 

Image with no description

Рассмотреть со всех сторон

Проект «Петроглифы Нижнего Амура и Уссури» включает описание памятников, историю их исследований, базу данных «Каталог камней и поверхностей с петроглифами», трехмерные модели памятников и трехмерные карты расположения петроглифов in situ. На веб-сайте применены различные способы визуализации пространственных данных (трехмерная модель, аннотированное облако точек, геоинформационная система, динамическая таблица). Посетитель может перейти от уровня всего региона на любой памятник, а с памятника на уровень плоскости с рисунками или ее фрагментов, которые открываются отдельной трехмерной моделью. Модель можно повернуть под нужным углом, приблизить, измерить, поменять ее освещение, убрать текстуру и таким образом выявить даже самые «плохо читаемые» петроглифы.

На сайте представлено более 100 моделей камней и поверхностей с петроглифами.

Сайт постоянно пополняется новыми данными обработки трехмерных моделей, а также предполагается его пополнение материалами будущих экспедиций.

Image with no description

Рисунки из глубокой древности…

«…петроглифы рассеяны здесь в настоящих лабиринтах базальтовых глыб и обнаруживаются нередко внезапно, самым неожиданным образом, на самых неожиданных местах. Но по той же причине вновь найденные рисунки столь же легко и потерять в хаосе дикого необработанного камня.

Более того, поиски петроглифов, систематическое описание изображений затрудняются не только тем, что нужно ждать неделями, даже месяцами милости Амура, дожидаться времени, когда его вода начнет падать и многие камни с изображениями, до сих пор скрытые под водой, станут постепенно выступать из мутных волн Амура…

…И даже после этого, после того как прошла зима и наступила весна, может наступить горькое разочарование. Там где лежал хорошо знакомый камень с рисунками, его не окажется. Его замоет или занесет песком, или камень перевернет вниз рисунками ледоход, а то и совсем завалит другими глыбами. Выбитые желобки рисунков часто почти неотличимы по характеру от ноздреватой и пузырчатой поверхности базальта. Исследователю нередко угрожает опасность принять за искусственные углубления то, что является результатом работы стихии, следствием процессов выветривания и механических повреждений, имевших место в отдаленном прошлом. Сами же выбитые на скале рисунки из-за их глубокой древности по тону, по цвету самой поверхности неотличимы от естественной поверхности камня…"

А. П. Окладников, 1971