Подробности о российском «Витязе», который погрузился в Марианскую впадину

Подробности уникального эксперимента России в самой глубокой точке планеты, рассказал «Московский комсомолец». При этом был поставлен мировой рекорд по глубине погружения для автономных необитаемых подводных аппаратов.

О том, какие испытания были предварительно проведены, о способности «Витязя» искать в Мировом океане «черные ящики» пропавших самолетов; а так же, как проходило погружение, рассказали «МК» руководитель проекта Фонда перспективных исследований Сергей Лапсарь, заместитель руководителя направления физико-технических исследований ФПИ Виктор Литвиненко и главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Дмитрий Семенов.

Спуск в Марианскую впадину российского автономного необитаемого подводного аппарата «Витязь-Д» состоялся 8 мая.

Возможности «Витязя»

«Витязь-Д» — аппарат с искусственным интеллектом длиной 5, 5 метров способен действовать автономно без внешнего управления, обходить препятствия, находить выход из пещер. Не связанный никаким кабелем с судном-носителем, этот аппарат может нырять на глубину 12 километров, выдерживать давление до 1000 атмосфер. Обследуя донную поверхность, может совершать броски до 100 километров. Что «Витязь» и доказал, погрузившись недавно в самую глубокую точку на планете.

Впервые в истории

В отличие от других аппаратов — японского Kaiko и американского Nereus — «Витязь-Д» работал на дне в автономном режиме, аппарат не был связан кабелем с судном-носителем. В Марианской впадине не просто впервые побывал полностью автономный аппарат, в Марианскую впадину впервые погрузились технологии искусственного интеллекта.

В сложнейших условиях

Давление на 10-километровой глубине составляет около тонны на квадратный сантиметр. В конструкцию аппарата был заложен предел прочности, обеспечивающий работу при давлении 1200−1300 килограмм на квадратный сантиметр, что соответствует глубинам в 12−13 километров. А это колоссальное давление — представьте, что вы держите легковой автомобиль на кончике указательного пальца! Все элементы конструкции, как по отдельности, так и в собранном виде предварительно прошли испытания на гидравлическом стенде.

Связь с аппаратом осуществлялась по гидроакустическому каналу, и еще в самом начале реализации проекта были некоторые сомнения в том, что гидроакустика сможет нормально работать на такой глубине. Но связь в Марианской впадине отработала нормально.

Погружение

Погружение началось спустя два часа после прибытия корабля «Фотий Крылов» в точку. Спуск «Витязя» проходил в сложных условиях — в темное время суток при трехбалльном волнении и сильном ветре.

Датчики показали, что глубина погружения составила 10 028 метров. При этом советское научно-исследовательское судно «Витязь» в 1957 году определило максимальную глубину Марианского желоба — 11 022 метра.

Полученные данные с аппарата нас несколько озадачили ученых. Сначала возникли сомнения в корректности работы датчиков глубины или возможных аномалиях рельефа дна, но на следующий день в этой же точке с помощью акустических методов измерения, была получена сходная глубина. Не исключено, что за минувшие 60 лет произошло изменение морского дна.

 

Жизнь на глубине

Фото и видеокамеры зафиксировали небольшие движущиеся объекты. Сейчас материалы фото и видеосъемки обрабатываются совместно с учеными. Результаты будут полезны для дальнейших исследований.

Искусственный интеллект

Благодаря технологиям искусственного интеллекта, аппарат обладает достаточно высокой степенью самостоятельности, в частности, способен в автономном режиме преодолевать препятствия. «Витязь» оснащен системой освещения подводной обстановки. И если она видит препятствия, то в работу вступает искусственный интеллект, и система управления аппарата корректирует траекторию движения. Также элементы искусственного интеллекта применены в навигационной системе аппарата, которые позволяют ему самостоятельно поддерживать заданную глубину погружения и маршрут движения.

Высокая автономность в первую очередь позволяет аппарату обследовать значительные площади донной поверхности, ведь он не связан кабелем с судном-носителем. В зависимости от глубины и скорости дальность хода «Витязя» может составлять около 100 километров. Основным средством технического зрения аппарата являются гидролокаторы бокового обзора, которые, в зависимости от режима использования, сканируют полосу дна шириной от 100 до нескольких сотен метров.

Результат съемки напоминает черно-белую фотографию, на которой вполне различимы очертания объектов, находящихся на дне, или рельеф донной поверхности.

Была ли мистика

На вопрос — «Было что-то мистическое в районе самой глубокой впадины мирового океана, так называемой „Бездны Челленджера“?» исследователи однозначно ответили отрицательно: «ничего мистического в районе мы не наблюдали».

Для поиска «черных ящиков» и многого другого

«Витязь» также может быть полезен для первоочередных этапов поисковых операций «черных ящиков» с погибших самолетов. Такие аппараты с помощью гидролокаторов бокового обзора способны различать на дне в ходе многокилометрового поиска интересующие нас крупные объекты, а дальше, когда мы находим принципиальную точку на дне, в дело должны вступать другие технологии, вроде телеуправляемых аппаратов с манипуляторами и так далее.

На данный момент наибольший интерес к результатам проекта проявляют Минобороны РФ и Российская академия наук.

Заглавное фото — Фонд перспективных исследований.

Ранее «Бора-медиа» сообщала о том, что в районе Африки несколько кораблей, в том числе огромный танкер Willowy, неожиданно начали плавать по кругу.