Ученые подобрали вероятный генетический ключ к вечной жизни

Учёные подобрали вероятный генетический ключ к вечной жизни, пока — на примере бессмертия у медуз Turritopsis dohrnii, сообщает new-science.ru.

img 20220907 231625

Turritopsis dohrnii — небольшая медуза, около 1 см в диаметре, которая особенно любит теплые моря и в изобилии встречается в Японском и Средиземном морях. Наряду со своим родственником Turritopsis nutricula, это один из немногих известных видов, обладающих способностью быть биологически бессмертными. Её жизнь развивается «по кругу» — стадия старения взрослой медузы снова переходит в молодую стадию в форме полипа.

Биомолекулярные механизмы, определяющие эту невероятную способность, до сих пор в значительной степени не поняты. После десятилетий исследований испанские ученые, возможно, наконец-то раскрыли тайну, обнаружив потенциальные гены, которые делают медуз бессмертными. Сравнив её геном с геномом аналогов (не обладающих такими же способностями), исследователи обнаружили, что она обладает специфическими генами, которые подавляют экспрессию так называемых белков поликомба, и ещё одним, который активирует плюрипотентность — процессы, которые, как считается, лежат в основе её способности обращать жизненный цикл.

Медуза начинает жизнь в виде планулы, а затем поселяется на кораллах и каменистом дне в океанах и порождает колонии полипов. Затем она развивается в более сложную и разветвленную форму и отделяется, чтобы стать взрослой, половозрелой медузой. Затем возвращается в состояние полипа и образуя новую колонию. Теоретически, эта способность обращать жизненный цикл вспять может повторяться бесконечно. Предыдущие эксперименты японских исследователей подтвердили эту теорию, когда в 2011 году они смогли наблюдать омоложение Turritopsis nutricula десять раз подряд.

Новое исследование, опубликованное в журнале PNAS, возможно, наконец, раскрыло ключ к LCR медузы с помощью геномного секвенирования. Определенные гены, присутствующие у Turritopsis dohrnii и отсутствующие у ее аналогов, могут быть потенциальными факторами. Чтобы обнаружить гены, характерные для Turritopsis dohrnii, исследователи из Университета Овьедо (Испания) секвенировали и сравнили большой набор из почти 1 000 генов, связанных со старением и восстановлением ДНК. В ходе сравнений они обнаружили специфический транскриптом (представляющий собой всю РНК, присутствующую в клетке в определенный момент времени), который запускается на стадии процесса инверсии жизненного цикла T. dohrnii. Однако следует отметить, что даже эти вновь обнаруженные гены не обязательно являются точными факторами в LCR медузы T. dohrnii. Для подтверждения гипотезы необходимы дополнительные исследования.