Древних египтян волновало нечто большее, чем просто смерть

Когда мы вспоминаем о Древнем Египте, первое, что приходит на ум, обычно — это мумии и саркофаги. Складывается впечатление, что древние египтяне ценили загробную жизнь больше реальной и все свое время готовились к ней, пишет phys.org.

По словам исследователя и куратора Лейденского музея древностей в Нидерландах (Rijksmuseum van Oudheden) Лары Вайс, это впечатление не совсем корректно. Египтяне весьма ценили реальную жизнь, а подготовка к загробному существованию являлось одной из сторон практик реальной жизни. «Если вы вкладываете столько времени и усилий в то, чтобы иметь возможность жить в загробной жизни, это явный признак того, что вы по-настоящему цените жизнь», — считает Вайс. «Тот факт, что мы всегда говорим о смерти, вспоминая Древний Египет, в основном связан с тем, как появились в музеях коллекции».

Экскурсия Вайс «Ходячие мертвецы в Саккаре» посвящена жизни и ритуалам египетского города мертвых Саккары.

«Из-за таких фильмов, как „Мумия“, существует ошибочное мнение, что там очень жутко или странно, но древние египтяне на самом деле были очень прагматичны. Они брали с собой в могилу „квитанцию“, чтобы убедиться, что оплата за их переход в загробную жизнь пройдет гладко, или в качестве доказательства того, что их слугам заплатили за их тяжелую работу. Эта „расписка“ не была написана на куске папируса, а вместо этого была навсегда вырезана на одной из стен погребальной камеры», — объясняет она.

Такого рода изображения позволяют современным исследователям составить карту того, как выглядели похороны этих людей раньше. «Например, на большинстве умерших изображена процессия с похоронными принадлежностями, входящая в гробницу, — объясняет далее Вайс, — но вы можете увидеть больше различий в том, какие детали были выбраны для изображения. На одном изображены только анонимные люди, в то время как на другом изображены его жена или слуги. Выбор, который представлен, говорит что-то о человеке, который сделал этот выбор (то есть о владельце гробницы), но также и о его сетях и социальном окружении».

Её экскурсия не останавливается перед мумиями. Вместо этого слушателя заставляют остановиться перед произведениями, которые связывают мертвых с живыми, такими как письмо к мертвым и птица Ба, символизирующая душу умершего. Ба может покинуть гробницу в течение дня и, например, навестить своих родственников. «Такой тур — это прекрасный способ побудить посетителей рассмотреть мелкие детали объектов. Кого ты видишь? Что они делают? Каковы их отношения? Я не могу представить все исследования, которые я провела в музее, но я надеюсь, что люди понимают, что умершие сделали выбор, который уникален для каждого человека. Примерно в то время, когда строилась такая гробница, вам оставалось жить еще лет десять-двадцать. Вы могли бы делать его все красивее и красивее, подобно тому, как сегодня люди покупают и украшают свои дома. Это форма выражения жизни и индивидуальности человека, а иногда, возможно, и способ конкурировать со своими соседями», — заключает Вайс.

Поделитесь с друзьями!