По всей Европе находят кости в необычном положении — свидетельства ритуальных убийств в каменном веке

Археологи по всей Европе находят признаки древней общеконтинентальной традиции человеческих жертвоприношений, пишет science.

Ещё в 1984 году во французской долине Роны судебный антрополог Эрик Крубези обнаружил скелеты трех женщин в строении каменного века, построенном в форме зернохранилища. На месте возрастом 5600 лет, под названием Сен-Поль-Труа-Шато, одна женщина лежала на боку, слегка согнув колени. Двое других были скрючены в неестественных позах и спрятаны под скалистым выступом, их тела были завалены обломками жерновов. 25-летний исследователь, только что закончивший медицинскую школу, не знал, что делать со странным расположением костей. «Я подумал, что это что-то уникальное», — вспоминает Крубези.

20240410 on neolithic strangulation 1200

Французские исследователи утверждают, что необычное положение женщин, похороненных во Франции 5600 лет назад, свидетельствует о том, что они были убиты путем ритуального удушения. Иллюстрация: NICOLAS SÉNÉGAS

Только спустя 40 лет, прочитав статью в журнале криминалистики о методе убийства, используемом итальянской мафией, так называемом инкапреттаменто, он понял, о чем идет речь. «Это делается для того, чтобы произвести впечатление на окружающих», — пояснил судебный антрополог Бертран Людес из Парижского городского университета. — «Жертв кладут на живот, обвязывают веревкой лодыжки и шею, и под тяжестью ног они медленно задыхаются».

«Это действительно ужас», — говорит Крубези, который сейчас работает в Университете Поля Сабатье. - «Это очень жестоко — вы заставляете людей душить себя».

В статье, опубликованной сегодня в журнале Science Advances, Крубези, Людес и их соавторы утверждают, что две женщины, находившиеся в яме в Сен-Поль-Труа-Шато, были убиты инкапреттаменто, и что эти убийства были частью более масштабной практики ритуального насилия среди ранних фермеров Европы. Изучая отчеты о раскопках от Польши до Пиренейского полуострова, они обнаружили еще 20 образцов скелетов в позах инкапретаменто в 15 различных местах. Все они были захоронены во времена неолита, между 5500 и 3500 годами до н.э., когда сельское хозяйство распространялось по всей Европе. «Мы можем предположить, что эта особая пытка была обычной практикой на всех этих территориях», — считает Крубези.

В Сен-Поль-Труа-Шато необычные захоронения, по-видимому, были частью церемонии или ритуала, в котором участвовали многие члены общины. Не было никаких домов или признаков того, что люди жили там постоянно. Вместо этого они, по-видимому, собирались на большие сборища: груды костей животных свидетельствовали о празднествах, а на месте раскопок были найдены глиняная посуда и каменные орудия труда, которые, как показал химический анализ, были привезены за десятки километров, что говорит о притоке посетителей издалека. В центре участка находились круглые структуры, в том числе та, которую Крубези и его коллега Ален Бичинг изучали в 1984 году.

Овальная траншея с отверстиями, ориентированными в сторону летнего и зимнего солнцестояний, окружала несколько бункеров, в том числе и тот, где были найдены три женщины. Разбитые жернова и жертвоприношения животных, между тем, указывали на связь с плодородием — общей навязчивой идеей для сельскохозяйственных обществ, выживание которых зависит от солнца и дождя. «Мы поняли, что это нечто особенное», — говорит Крубези.

Насилие в Сен-Поль-Труа-Шато не было чем-то уникальным. Расположение останков скелетов в других местах также указывало на ритуальную асфиксию — либо путем инкапреттаменто, либо с помощью камней, наваленных на туловище, что затрудняло дыхание. По всей Европе в этих местах были обнаружены точильные камни, останки животных и подобные сооружения, что наводило на мысль о том, что по всему континенту практиковался общий ритуал.

Археолог Пенни Бикл (Penny Bickle) из Йоркского университета, изучавшая практику погребения в эпоху европейского неолита, говорит: «Идея о том, что существуют ритуалы плодородия, которые, возможно, были связаны с человеческими жертвоприношениями, кажется очень вероятной».

Сами по себе кости не могут показать, подвергались ли жертвы пыткам или даже умерли ли они от удушения. Их могли накачать наркотиками, напоить или иным образом вывести из строя, прежде чем связать. «На костях нет никаких признаков того, что они были в сознании или даже живы, когда их клали в погребальную яму», — говорит Людес. «Мы должны быть очень осторожны при проведении такого рода анализа».

Тем не менее, Крубези и его соавторы видят в этих захоронениях более глубокий смысл. Места, где обнаружены следы удушения в стиле инкапреттаменто, разделены сотнями километров и столетиями, и такие признаки, как стили орудий труда и керамики, указывают на то, что люди, ответственные за это, отличались друг от друга в культурном отношении. Тем не менее, по словам Крубези, последовательный стиль умерщвления, вероятно, отражает верования или ритуалы, общие для разных культур в эпоху неолита, — точно так же, как средневековые европейцы, говорившие на разных языках, жившие в разных регионах и употреблявшие разную пищу, осознавали символическое значение распятия. «Это один и тот же обряд, но в разных культурах», — говорит он. «Это то, что объединяет людей в наше время».

Некоторые коллеги говорят, что эта интерпретация не подтверждается доказательствами. Так, Кристиан Мейер, остеоархеолог из Германии, который проводил раскопки на местах массовых убийств в эпоху неолита, говорит, что даже термин «жертвоприношение» является натяжкой, основанной на имеющихся свидетельствах. В эпоху неолита существует множество примеров насильственной смерти, но обычно об этом свидетельствуют останки скелетов: например, раздробленные черепа или следы от острых каменных наконечников стрел. Удушение, однако, не оставляет следов на скелетах. «Они используют положение костей как доказательство насильственного поведения», — отмечает Мейер. «Человеческие жертвоприношения широко распространены, и их практиковали во многих культурах. Но это трудно доказать, и здесь нет никаких реальных доказательств, кроме расположения тел в яме».

Каким бы ни был характер ритуала, в какой-то момент он прекратился. Около 3500 года до н.э. в Западной Европе произошел культурный сдвиг. Земледельцы эпохи неолита начали использовать массивные каменные блоки для строительства памятников, включая Стоунхендж и десятки мегалитических гробниц, которые до сих пор можно увидеть по всей Франции и на Британских островах. «Происходят общие социальные и экономические изменения», — говорит Крубези. «С этими мегалитами наступил конец эры сооружений, в которых гибли люди».