Ученые воспроизвели духи 3-тысячелетней давности по рецепту на древней глиняной табличке

Духи первой известной женщины-химика в истории — Таппути, которым уже 3200 лет, снова ожили благодаря учёным, сообщает arkeonews.net.

Tapputi

Воссоздана одна из формул древних ароматов по записи на аккадском языке на глиняных табличках Таппути, известной как первая в мире женщина-парфюмер и первая женщина-химик, которая жила в Месопотамии 3200 лет назад.

Команда из 15 экспертов, включая ученых, провела исследования, чтобы раскрыть формулу духов возрастом 3200 лет.

Таппути считается первым зарегистрированным химиком в мире. Как производитель духов она упоминается на клинописной табличке, датируемой примерно 1200 годом до н.э. в Месопотамии. На табличках Таппути упоминается как Таппути-Белатекаллим («Белатекаллим» относится к женщине-надзирательнице дворца).

В своих смесях, согласно записанным Таппути глиняным табличкам, Таппути использовала цветы, масло и аир, а также циперус, мирру и бальзам. Она смешивала его с водой или другими растворителями, а затем несколько раз дистиллировала и фильтровала.

В исследовании, проведенном в сотрудничестве с Koku Akademisi ve Koku Kültürü Derneği (Академия запаха и Ассоциация культуры запаха), данные, проливающие свет на тот период, были получены в результате формул, которые Таппути написал клинописью на глиняной табличке.

Эксперт по ароматам Бихтер Тюркан Эргюль сказал: «На глиняных табличках, написанных на аккадском языке, была некоторая информация о Таппути. Мы могли найти ответы на такие вопросы, как-то, как она создаёт запах, как выполняет процесс дистилляции и так далее… Каждая клинопись на табличке вызывала у нас разное волнение. Путешествие в реальном времени заключалось в том, чтобы в результате нашей работы почувствовать этот запах».

Эксперт по ароматам Бихтер Тюркан Эргюль, который работает с командой из 15 экспертов в общей сложности, сказал, что они работали в течение 3 лет, чтобы вывести этот древний аромат на свет.

Упомянув, что на данный момент обнаружены сотни табличек с описанием аромата, Эргюль заявил, что некоторые из них были переведены, а над остальными они продолжают работать. Эргюль также сделал следующие заявления о глиняной табличке, написанной Таппути:

«В формулах ароматов на глиняных табличках содержится информация, например, о том, как Таппути совершала свои сделки в полнолуние и как она представляла их звездам одну за другой. Другими словами, это прописано не только в формуле, но и в способе изготовления аромата. То, как она его перегоняла, как она использовала огонь и воду, как она его варила и фильтровала. Всё это включено в табличку, вплоть до мельчайших деталей. В общей сложности из двух небольших табличек вышло 27 страниц перевода. Такое богатство информации содержится в клинописи на такой маленькой табличке. Здесь упоминаются мелисса, мирра, роза и другие растения. Каждая такая клинопись вызывала у нас разное волнение. Путешествие в реальном времени заключалось в том, чтобы иметь возможность почувствовать его запах в конце работы. После завершения этого проекта у нас осталось ещё 11нерасшифрованных глиняных табличек. Я не знаю, хватит ли, в конце концов, моей жизни, чтобы произвести их, но нам предстоит приложить огромные усилия, чтобы сохранить культуру ароматов живой и снова вывести ее на свет».

Заявив, что в производстве духов Таппути использует все виды растений и веществ, таких как цветы, древесные смолы, специи и хрен, доцент Ценкер Атила, который является экспертом по древней парфюмерии, керамике и стеклу, сказал, что в мире есть только 2 таблички, на которых упоминается имя Таппути.

Одна из них находится в Лувре в Париже, а другая — в Музее девушки в Германии. Табличка, найденная в Лувре, гласит, что Таппути была королевским парфюмером и звалась Белатекаллим — это относится к женщине-надзирательнице дворца.

Заявив, что есть две важные проблемы, с которыми они столкнулись при переводе табличек, Атила сказал: «Одна из них заключается в том, что таблички были разбиты и некоторые важные части были потеряны. Вторая трудность заключается в том, что некоторые растения и контейнеры, использовавшиеся 3200 лет назад, не имеют точного эквивалента. Например, мы точно не знаем, что такое судно „хирсу“. Однако, поскольку он используется в процессе дистилляции духов, это должен быть контейнер, похожий на цветочный горшок. Кроме того, важной проблемой является тот факт, что мы не знаем современных названий некоторых специй и цветов, используемых в производстве духов».