Археологи обнаружили крупнейшее место наскального искусства эпохи палеолита в Восточной Иберии

Археологи обнаружили крупное место наскального искусства эпохи палеолита, возможно, самое важное из найденных на восточном побережье Пиренейского полуострова в Европе, сообщает sciencedaily со ссылкой на публикацию Университета Саутгемптона.

Partly%20flooded%20chamber%20which%20contains%20most%20of%20the%20parietal%20motifs Credit A%20Ruiz%20Redondo V%20Barciela X%20Martorell
Частично затопленная камера, в которой содержится большинство мотивов. Фото: A Ruiz-Redondo / V Barciela /X Mart

Более ста древних картин и гравюр, которым, как полагают, по меньшей мере 24 000 лет, были найдены в пещере длиной 500 метров в «Кова Донес» или «Куэва Донес» (пещера Донес) — месте, расположенном в Милларесе недалеко от Валенсии в Испании.

Пещера хорошо известна местным жителям и часто посещается туристами и исследователями, но существование палеолитических рисунков оставалось незамеченным до тех пор, пока исследователи из университетов Сарагосы и Аликанте (Испания) и Саутгемптонского университета (Великобритания) не сделали захватывающее открытие в июне 2021 года.

Результаты исследования наскального искусства, которые подчеркивают его истинное значение, теперь опубликованы в журнале Antiquity.

Доктор Айтор Руис-Редондо, старший преподаватель доисторического периода в Университете Сарагосы (Испания) и исследовательский филиал Университета Саутгемптона (Великобритания), комментирует: «Когда мы увидели первого раскрашенного зубра [вымершего дикого быка], мы сразу поняли, что это важно. Хотя Испания является страной с наибольшим количеством памятников наскального искусства эпохи палеолита, большинство из них сосредоточено на севере Испании. Восточная Иберия — это область, где до сих пор было задокументировано лишь несколько из этих мест.

«Однако настоящий „шок“ от осознания его значимости наступил спустя долгое время после первого открытия. Как только мы приступили к надлежащему систематическому обследованию, мы поняли, что столкнулись с крупным памятником наскального искусства, подобным тем, которые можно найти в других местах Кантабрийской Испании, южной Франции или Андалусии, но которые полностью отсутствуют на этой территории».

Исследовательская группа в составе доктора Руис-Редондо, доктора Вирджинии Барсиела-Гонсалес, старшего преподавателя доисторического периода в Университете Аликанте (Испания) и доктора Ксимо Марторелл-Бриз, научного сотрудника Университета Аликанте (Испания), кропотливо задокументировала более сотни «мотивов», или рисунков в пещере.

Большое количество мотивов и разнообразие техник, использованных при их создании, делают пещеру самым важным памятником наскального искусства эпохи палеолита на восточном средиземноморском побережье Пиренейского полуострова. На самом деле, это, вероятно, пещера эпохи палеолита с наибольшим количеством мотивов, обнаруженных в Европе со времен открытия Атхурры (провинция Испании Бискайя) в 2015 году.

В исследовании подчеркивается, что существует по меньшей мере 19 подтвержденных изображений животных, включая лань, лошадей, зубров и оленей. Необычно то, что большинство картин было сделано с использованием глины.

Доктор Айтор Руис-Редондо объясняет: «Животные и знаки были изображены простым проведением пальцами и ладонями, покрытыми глиной, по стенам. Влажная среда пещеры сделала остальное: „картины“ высыхали довольно медленно, не давая частям глины быстро осыпаться, в то время как другие части были покрыты слоями кальцита, которые сохранили их до сегодняшнего дня».

Хотя роспись по глине известна в искусстве палеолита, примеров ее использования (или сохранения) очень мало. Однако в пещере Донес это основная техника.

Исследователи говорят, что их исследования находятся на ранней стадии, и есть еще много областей для обследования и панелей для документирования, так что в ближайшие годы они, вероятно, откроют больше произведений искусства.