Раскрыта еще одна часть тайны Стоунхенджа

На протяжении столетий наблюдались связи между великим неолитическим памятником Стоунхендж и холмами западного Уэльса. Даниэль Дефо, писавший в начале 18 века о каменном круге в Пемброкшире, заметил, что он «очень похож на Каменный хендж в Уилтшире». В 1923 году Геолог Х. Х. Томас без сомнения установил, что меньшие, более тонкие внутренние камни памятника — не путать с более массивными внешними сарсенами с их большими перемычками — происходят из валлийских холмов Пресели. А 70 лет назад в своей книге о геологии и археологии Британии Жакетта Хоукс предположила, что голубые камни «были привезены из Пемброкшира на равнину Солсбери, потому что в Уэльсе они уже впитали святость от их использования в каком-то другом священном сооружении».

Археолог Майк Паркер Пирсон, десять лет работавший над темой Стоунхенджа для только что вышедшего документального фильма Би-би-си «Stonehenge: The Lost Circle Revealed», не нашел бы в этом утверждении ничего спорного. Его новое утверждение, однако, состоит в том, что его команда нашла точное место, откуда происходят голубые камни, сообщает theguardian.com. То есть открыта та самая каменоломня, в которой они были высечены. Он считает, что нашел это место на холме Ваун-Маун в Уэльсе, где камни когда-то были расположены в большом круге, прежде чем каждый валун весом от двух до пяти тонн был перевезен на 150 миль в Солсбери-Плейн, в инженерном подвиге 5000-летней давности, почти немыслимом.

В свое время его строительство Стоунхенджа уверенно приписывали великанам, финикийцам, микенцам, римлянам, саксам, волшебнику Мерлину и пришельцам. Его называли символом плодородия, звездной картой, храмом и местом человеческих жертвоприношений. Это единственный британский памятник, который породил свою собственную религию, религию современного друидизма; в конце 20-го века он был местом сбора контркультуры.

Что это за Стоунхендж, который принес нам Паркер Пирсон? Это Стоунхендж людей, которые были компетентны и способны. Стоунхендж переселенцев, людей, которые путешествовали на большие расстояния; которые собирались в больших количествах, чтобы воздвигнуть замечательные сооружения, которые сотрудничали. Это умозрительная и робкая картина, в чем Паркер Пирсон, несомненно, признался бы первым. Но она по-своему обнадеживающая и гуманная. Возможно, не столько Стоунхендж, которого мы заслуживаем, сколько Стоунхендж, который нам нужен.