Ученые утверждают, что в древности были времена, когда ритуальный каннибализм был нормой

Ритуалы, с помощью которых мы, люди, прощаемся со своими умершими, менялись время от времени и от места к месту. Но одна погребальная практика, по-видимому, была более распространена, чем думали раньше. Новый анализ останков палеолитических людей со всей Северной Европы позволяет предположить, что каннибализм был обычной культурной практикой, практиковавшейся как нечто само собой разумеющееся на гораздо большей территории, чем было определено ранее, сообщает sciencealert.com.

screenshot 2023 10 19 18 28 25 100 com.yandex.browser edit
Человеческому черепу из пещеры Гофа после обезжиривания придали форму чашки или мисочки. (Попечители Музея естественной истории, Лондон)

Люди этого времени в Европе, около 15 000 лет назад, были известны как представители магдалинской культуры, и новые находки указывают на то, что каннибализм был широко распространенным погребальным поведением магдалинцев.

«Вместо того чтобы хоронить своих мертвецов, эти люди поедали их», — объясняет палеоантрополог Сильвия Белло из Музея естественной истории в Лондоне. — «Мы интерпретируем свидетельства того, что каннибализм практиковался неоднократно по всей северо-Западной Европе в течение короткого периода времени, поскольку эта практика была частью распространенного погребального поведения среди групп Магдалины. Это само по себе интересно, потому что это древнейшее свидетельство каннибализма как погребальной практики».

Хотя время оказало свое разрушительное воздействие на большую часть истории человечества, культура Магдалины оставила после себя довольно богатую летопись своего искусства и технологий — каменные и костяные артефакты, с помощью которых они работали и украшали свою жизнь. У нас также есть много их костей, сохранившихся на протяжении тысячелетий.

Чего у нас нет, так это особенно хорошего понимания их погребальных практик. Археологи собрали намеки на то, что эти обычаи, возможно, сильно отличались от современных; в частности, кости из пещеры Гофа в ущелье Чеддер — да, дома знаменитого человека из Чеддера — свидетельствовали о каннибализме.

Считается, что каннибализм встречается у людей редко. Но другие магдаленские поселения, отмечают Белло и его коллега-археолог Уильям Марш из Музея естественной истории, показали возможные признаки этого явления, предполагая, что пещера Гофа, возможно, не была каким-то странным исключением.

Пара приступила к тщательному изучению темы, проведя обзор опубликованной литературы в поисках свидетельств каннибализма по всей Европе. Это означало не только магдалениан. Европа во времена верхнего палеолита была домом для двух различных культур. Магдалениане рассеялись по всему северо-западу. Юго-восток был родиной эпиграветтов.

Белло и Марш изучили 59 памятников, как магдаленских, так и эпиграветтских. Они обнаружили свидетельства погребальной практики в 25 из этих мест. В 10 из этих мест мертвые, по-видимому, были похоронены и оставлены в покое после того, как их предали земле.

Но в 13 местах на человеческих костях были обнаружены признаки посмертных манипуляций — порезы и следы зубов, связанные с разделкой, употреблением в пищу и перепрофилированием костей для использования в качестве инструментов и сосудов, таких как чашки или миски, сделанные из человеческих черепов. На оставшихся двух участках были обнаружены свидетельства как захоронений, так и каннибализма.

Что интересно, так это то, что все свидетельства каннибализма были найдены на стоянках Магдалины.

«Тот факт, что мы обнаруживаем, что каннибализм практиковался часто и многократно в течение короткого периода времени, в довольно локализованном районе и исключительно лицами, относящимися к культуре Магдалины, означает, что мы полагаем, что это поведение было широко распространено магдалинцами и, следовательно, само по себе было погребальным поведением, — отмечает Марш.

Команда также провела генетический анализ костей, связанных с этими погребальными обрядами. Они обнаружили, что культура, которая хоронила их умерших — эпиграветтийцы — генетически отличалась от культуры, которая поедала их умерших, магдаленианцев. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что эпиграветтская культура просуществовала на несколько тысяч лет дольше, чем магдаленская. И погребение стало доминирующим средством обращения с умершими.

Все вместе взятое говорит о том, что вместо слияния двух культур, когда один набор культурных практик стал более приемлемым, эпиграветтиане заменили магдаленианцев.

«В это время, в заключительный период палеолита, вы действительно наблюдаете смену как генетической родословной, так и погребального поведения. Происхождение, связанное с Магдалиной, и погребальное поведение заменяются эпиграветтским происхождением и погребальным поведением, что свидетельствует о замене населения по мере миграции эпиграветтских групп в северо-западную Европу», — объясняет Марш. — «Мы считаем, что выявленные изменения в погребальном поведении являются не примером транскультурной диффузии, а примером демографической диффузии, когда, по сути, одна популяция приходит и заменяет другую».

Марш и Белло говорят, что необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы понять эту ужасную погребальную практику.

Исследование было опубликовано в журнале Quaternary Science Reviews.